Иван НазаровСкандал с нелегальным игорным бизнесом в Подмосковье многократно освещался прессой. Но чаще речь шла об официальных действиях следствия, прокуратуры, судов, адвокатов. О личных взаимоотношениях людей в этой истории известно мало. И этот пробел частично восполнил бизнесмен Иван Назаров, одна из ключевых фигур громкого уголовного дела. Сегодня в "Московском комсомольце" вышло огромное интервью Назарова, где он рассказывает о трудностях в семье, причинах смены фамилии, непростом отношении к роскоши, а также излагает свой взгляд и версии того, как возникла "дружба" с прокурорами и их "крыша".
Напомним, что Ивана Назарова вместе с его компаньоном Маратом Мамыевым и помощницей Аллой Гусевой арестовали едва ли не первыми. Но позднее, когда они стали активно сотрудничать со следствием, отпустили под подписку о невыезде и даже включили в программу защиты свидетелей.
По словам главного героя, "товарно-денежные" отношения с прокурорами начались в 2009 году, когда игорный бизнес стал нелегальным. "До этого к нам тоже приезжали из милиции, выдвигали определенные требования, но это было несерьезно. Когда вышел закон о запрете игровых заведений, все хозяева залов в Мособласти начали платить. Вот и на меня вышел человек, представился работником прокуратуры: "Нам все платят определенные суммы, придется и тебе платить! Ты, конечно, хороший парень, но раз все платят, и ты должен. Прокуратура вас трогать не будет. В противном случае — закроем всех". Мы посовещались и решили выплачивать", - рассказывает Назаров.
Кроме регулярных денежных сумм, от бизнесменов периодически требовали и спонсорскую помощь – от часов и ручек до оплаты помещения и артистов на юбилее первого заместителя прокурора Московской области Александра Игнатенко (сейчас в международном розыске).
"Доходило до абсурда, - продолжает бизнесмен, - Алла [Гусева] рассказывала, что однажды ей позвонил человек и велел доставить на дом ветеринарного врача для шиншиллы. Далее последовали слова: "Если не привезешь, я тебя посажу"".
"Сопротивляться было бесполезно — мы уже находились "на крючке". Только и слышали целыми днями: "Платите, платите, платите...", - делится Назаров. - В какой-то момент мы с Маратом думали, может, закрыть все эти клубы. Но понимали, что от нас все равно не отстанут. Не будет клубов — примутся за рестораны, проблемы в любом случае возникли бы. Мы находились в жуткой зависимости — и уже опасались не только за свой бизнес, но и за личную жизнь: ведь нас могли в любой момент привлечь к уголовной ответственности… Даже когда я находился в тюрьме, не сомневался, что прокуроры выйдут сухими из воды, — их не смогут привлечь к ответственности. Поэтому я долго боялся давать показания — думал, только хуже себе сделаю. Но потом решил скинуть камень с души".
Судя по публикации "МК", игорный бизнес Ивана Назарова и его партнеров, на котором погорели с десяток прокуроров и сотрудников МВД, - только вершина криминального айсберга в московском регионе.
У предпринимателя действовало 15 игровых клубов в разных городах Подмосковья. Но был и другие компании. "Например, на станции в Пушкино помимо моего игрового зала располагалось еще 9 клубов, которые принадлежали другим предпринимателям. Вся площадь была усыпана этими игровыми залами. Все моргало, сияло. Знаю, что в другом подмосковном городе на одной площади располагалось аж 22 игровых зала… В области работало около 300, в Москве — порядка 500. Это цифры на февраль 2011 года — мы мониторили", - рассказывает Назаров.
На резонный вопрос журналистов, почему следствие взялось за него, а не за других бизнесменов, ответил так: "Это вопрос к оперативным службам. Но я не удивлюсь, если сейчас многие бизнесмены сами придут в СК и начнут давать показания на тех, кто требовал с них деньги. Ведь все платили одним и тем же людям. Кто-то больше, кто-то меньше. Кстати, несмотря на то, что прокуроры ко мне относились вроде бы по-дружески, с меня они брали в два раза больше денег, чем с других. Также мне известно, что определенная группа людей собирала деньги не только с коммерсантов, а даже со своих сотрудников".
Разговор коснулся и нашумевшего празднования 30-летия бизнесмена, фотографии с которого стали для СМИ главной иллюстрацией "дружбы" Ивана Назарова с прокурорами. На большинстве снимков – теплые объятия, улыбки, тосты, позирование у якобы подаренного имениннику мотоцикла.
Юбиляр заявляет, что мотоцикл он купил себе сам, ничего ценного прокурорская братия не подарила, но "требовала праздника". И надзорщики совсем не переживали по поводу того, что кто-то узнает об их гулянках с дельцами подпольного бизнеса. Назаров объясняет, почему силовики шиковали открыто: "Эта группа людей ничего не боялась. Во всем этом скандале замешаны не только прокуроры, но и милиция, и депутаты. И всем им платили, все их боялись. Сам Игнатенко мне однажды сказал: "Хочешь работать — плати. Иначе извини. Дружба дружбой..."".
Весьма красноречиво предприниматель описывает и свои отношения с сотрудниками управления "К" МВД (двое из них – Фарит Темиргалиев и Михаил Куликов – сейчас под арестом). "Помню наш первый разговор, - рассказывает в интервью Назаров. - Я приехал на встречу с охранником. Зашел в ресторан, где сидели сотрудники управления "К", играли в нарды. Я попросил их накормить моего охранника, а мне принести счет. В ответ услышал: "К нам с собаками вход запрещен". Я удивился: "В смысле?" Они: "Оставляй его на улице". Оказывается, собакой они назвали охранника. И потом между нами состоялся разговор. Они тогда сказали: "Короче, нам все платят, но ты вроде парень нормальный — молодой, с тебя столько-то... С других больше собираем".
Несмотря на покровительство силовиков, Назаров уверяет, что после ареста не тешил себя иллюзиями: "В какой-то момент я понял, что рассчитывать на помощь тех людей, которым мы платили деньги, бесполезно. Тем более, что мои адвокаты ясно дали понять: "Если начнешь давать показания, против тебя начнут возбуждать более тяжкую статью. Так что сиди и молчи". Вот я сидел и молчал. Как вы знаете, я сменил тех адвокатов. Нынешние мои защитники — порядочные люди и профессионалы высокого класса.
…Я каждый день читал прессу — и был шокирован, сколько лжи было вылито на меня. А потом произошло убийство водителя Мамыева, Леши Прилепского. Тогда я уже окончательно пришел к тому, что пора восстановить справедливость. И вот на Пасху я написал заявление руководителю СК. Потом дал показания, полностью признал свою вину, что занимался незаконным предпринимательством. И еще: у меня не было никакой сделки со следствием. Мне ничего не обещали — речь не шла о том, чтобы переквалифицировать мою статью и отпустить меня под подписку о невыезде".
На вопрос корреспондента, не страшно ли ему после разоблачений правоохранителей, Назаров говорит так: "Конечно, страшно. Если бы не программа защиты свидетелей, мы и трех шагов от СИЗО бы не сделали…У всех, кто сейчас за решеткой, на воле остались покровители, которые сделают все возможное, чтобы ухудшить нашу ситуацию. А многие опасные люди, которых мы упомянули в наших показаниях, до сих пор на свободе".
04.08.2011
Иван НазаровСкандал с нелегальным игорным бизнесом в Подмосковье многократно освещался прессой. Но чаще речь шла об официальных действиях следствия, прокуратуры, судов, адвокатов. О личных взаимоотношениях людей в этой истории известно мало. И...